ТЕХНОЛОГИЯ ОЧИСТКИ РЕЗЕРВУАРОВ И ТАНКОВ СУДОВ.

Технология очистки резервуаров и танков судов с помощью комплекса МКО-1000 была внедрена Компанией ООО «Чистый Мир М» в 2001 году, прошла многочисленные практические испытания и модификации и стал известен во всем мире. Применяемое в технологии техническое моющее средство, является одним из лучших моющих средств при промывке внутренних поверхностей танков и резервуаров.

Для промывки морских танкеров в порту базируется Комплекс очистки МКО-1000, для чего на пирсе выделяется место. Промывочная станция имеет несколько резервных емкостей для слива извлекаемых нефтепродуктов и конденсата сжиженного газа, балластной и льяльной воды, нефтешлама и механических примесей. Более целесообразно строить промывочную станцию как для промывки нефтеналивных танкеров, так и для промывки танкеров-газгольдеров - перевозчиков сжиженного газа.

Промывочная станция работает по замкнутому циклу, нагрев промывочного раствора производится новейшими теплоносителями (изотермическим маслом), поэтому теплопотери сведены к минимуму, а для удаления тяжёлых отложений используются смытые углеводороды, нагретые до 120 и более градусов. Данная технология экологически безопасная, поскольку технология промывки танков судов осуществляется по замкнутому циклу с откачкой отработанных растворов, чем предотвращаются вредные выбросы в окружающую среду. На промывочной станции установлен мобильный модуль по утилизации извлеченных отходов и нефтешлама, поэтому вредные выбросы в атмосферу от складируемых отходов исключены.

Специалисты Компании «Чистый Мир М» разработали технологию для очистки смытых нефтеостатков и газовых углеводородов от загрязнений, основанную на разделении смываемых водным раствором углеводородов с очищаемых поверхностей, используя специальный препарат, с высокой деэмульгирующей способностью. Используя физические, химические и технологические методы практического применения, Компания отработала оптимальный состав реагента для различных загрязнений и методы их очистки. Препарат применяется в виде водного раствора с рабочей концентрацией 1-3%, относится к 4-му классу опасности. В его состав включены полиэлектролиты, которые активируют моющий процесс, ингибиторы коррозии, добавки против пенообразования, деэмульгаторы и другие вещества, улучшающие технологию и эффективность промывки танкеров. Таким образом, достигается высокое качество промывки танкеров и безопасный технологический процесс. Применяемый водный раствор ТМС многократного действия используется с температурой 60-90°С в замкнутом цикле, без отходов и потерь. Применение водного раствора в танках в виде горячих струй производится с помощью моечных машинок марки «ММТ» собственной конструкции.

Моечные машинки опускают в танки через специальные лючки диаметром 318 мм, которые располагаются на расстоянии 6-10 метров от переборок танков для оптимальной промывки стенок. Расположение палубных лючков таково, что после промывки танков моечными машинками необходимость применения ручного труда отпадает. Палубные лючки закрываются крышками с быстрозапорными устройствами.

Полный цикл промывки отсека танка моечными машинками длится 10-15 минут, количество циклов может достигать 100 циклов на тонну дедвейта для крупнотоннажных танкеров (более 10 000 тонн). Для качественной промывки секций танка машинки опускают или поднимают попеременно. Емкость у комплекса МКО-1000 для водного раствора вмещает 16 м3. Доступ к лючкам, как правило, осуществляется, на открытой палубе для рассеивания токсичных и взрывоопасных газов в атмосферу. Очистка поверхностей танков посредством новой технологии, позволяет существенно уменьшать теплопотери, потребление электроэнергии, сократить продолжительность обработки и делать процесс непрерывным и точным. Кроме моечных машинок применяют эжекторы для более качественной промывки танков, откачка нефтеводяной эмульсии производится мембранными насосами. Водный раствор используется в следующем цикле, а очищенный специальными фильтрами нефтепродукт возвращается Заказчику. Немедленно после промывки танков и извлечения примесей проводится ополаскивание танков горячей чистой водой с помощью моечных машинок, которое проводится в течение 30 - 40 мин., затем производится дегазация танков, их сушка и вентиляция.

Промывочная станция на базе оборудования МКО-1000 для нефтяных танкеров и танкеров-газгольдеров имеет следующие преимущества по сравнению с традиционными методами очистки:

Промывка танкеров-газгольдеров отличается тем, что сжиженный газ гораздо чище сырой нефти. После откачки сжиженного газа из газгольдера в порту выгрузки в нем на дне остается вода до 3% и осадок примеси газового конденсата в виде студенистой массы в пределах 0,1%. Сжиженный газ из газгольдера откачивается до конца, поскольку при перевозке его давление составляет до 5 МПа. Учитывая наклон днища и выпуклость стенки газгольдера наружу, донные остатки сжиженного газа легко откачиваются насосами комплекса МКО-1000. Вода при прохождении донных остатков из газгольдера отделяется в комплексе МКО-1000, твердая масса газового продукта отделяется и впоследствии перерабатывается как нефтешлам.

После очистки танков проводится его осмотр, после чего выдаются различные сертификаты (для разрешения на погрузку, о совместимости внутреннего покрытия танков, о дегазации, о полной выгрузке груза и др.). Осмотр танкеров проводится независимыми компаниями или уполномоченными инспекторами (сюрвейерами). Перед приемкой и осмотром танка проводится его дополнительная дегазация.

Конструктивно промывочная станция в порту выглядит следующим образом:

*) теплогенерирующие установки и дизельгенератор устанавливаются при отсутствии на объекте тепловой и электрической энергии.

Утилизация донных остатков из танков судов, независимо от вида нефтешлама, является наиболее важной заключительной частью технологического процесса промывки и очистки танкеров. Нефтешламовые остатки, полученные после разделения донных отложений судовых танков с использованием технологии промывочных станций может быть утилизировано на специализированном оборудовании по экологически чистым технологиям. Технологический процесс утилизации нефтешлама при удалении донных отложений нефти и других углеводородов позволяет максимально извлечь ценный нефтепродукт из донных отложений в танкерах. Работы, производимые при очистке резервуарных парков с применением оборудования МКО на практике показала, что донные отложения состоят из нефтепродукта (от 20% до 85%), воды (от 10% до 40%) и механических примесей (от 5% до 15%). Механические примеси в своем составе содержат: песок, глинистые отложения, смолы, асфальтены, абразивы и другие примеси. В процессе выполнения работ по размыву и откачке нефтешлама, в основном состоящего из нефтепродукта, донные отложения, смешиваясь с техническим моющим средством, образуют водно-нефтяную эмульсию типа «масло в воде», вместе с взвешенными частицами механических примесей, которая при откачке удаляется вместе с эмульсией из резервуара.

Состав эмульсии при ее откачке из резервуара включает в себя:

Поступая в МКО, эмульсия проходит следующие стадии очистки и разделения:

  1. Откаченная эмульсия из резервуара проходит через фильтр грубой очистки, который устанавливается перед мембранным насосом, где отделяются крупные механические примеси и посторонние предметы.
  2. Далее эмульсия подается в гидроциклон, в котором из эмульсии выделяется основная масса механических примесей, откачиваемых в специальную емкость для последующей утилизации.
  3. После гидроциклона эмульсия проходит через фильтр-успокоитель и поступает в лабиринты емкости технического моющего средства МКО, где происходит разделение воды и нефтепродукта. Вода соединяется с водным раствором технического моющего средства, а нефтепродукт, благодаря высокой деэмульгирующей способности технического моющего средства, отделяется от эмульсии и поступает в емкость для нефтепродукта. В процессе выполнения работ данный цикл размыва и очистки повторяется, как было выше сказано, многократно.

Техническое моющее средство (ТМС) обладает уникальным свойством: водные растворы концентрации 1,5 - 3 % , образующие эмульсии типа «масло в воде» в ходе зачистных работ, в короткое время в спокойном состоянии распадаются на смытые нефтеостатки и маточный раствор. При этом маточный раствор полностью сохраняет свои моющие свойства. Это весьма важно, ибо позволяет использовать рабочий раствор в оборотном режиме, а сама технология характеризуется своей безотходностью.

Чистка трубной обвязки внутри грузовых танков и размещенных на палубе трубопроводов осуществляется бесконтактным способом с применением ТМС. Перед процессом мойки трубопроводов и насосов система ПС подключается к магистральным трубопроводам судна (вход - выход) и за счёт кругового движения моющего раствора по судовым магистралям и МКО-1000 осуществляется мойка и удаление отложений и остатков нефтепродуктов.

Танки судов, как и ёмкости РСН замываются по замкнутому контуру, поэтому каких либо особых условий по обеспечению изоляции рабочей зоны с помощью инертного газа не требуется. В крайнем случае, для этой цели можно использовать водяной насыщенный пар.

Пропускная способность танкомоющей машинки, разработанной и изготавливаемой Холдинговой команией «Чистый Мир М» — 24 м3/ч, ручного брандспойта — 12 - 15 м3/ч.

Завершающая операция по дегазации, сушке и вентиляции может выполняться как с помощью вентиляционной установки МКО-1000, так и с помощью, размещённой на ПС дегазационной установки.

Балласт танкера, безусловно, будет влиять на временной процесс очистки, однако на качестве выполняемых работ это не скажется.

Простой судна у причала будет значительно короче по сравнению с традиционными методами зачистки танков, так как имеющиеся средства механизации на предлагаемой ПС позволяют практически полностью исключить ручной труд и за счёт этого поднять производительность.